Семён Житнигор "Торжество национального искусства"

вкл. . Опубликовано в Статьи

Этот «День Украины» запомнится всем надолго как минимум по двум причинам. Во-первых, с целью поддержки в сегодняшней непростой политико-экомической ситуации страны исхода многих нынешних израильтян, сохранивших эту страну и свой город детства в неизбывной памяти сердца. Во-вторых, в связи с тем, что нынешние израильские артисты первое отделение пели и танцевали почти все украинское, а во втором пели на идиш и на иврите. Да и танцевали свое. Зал «Рапопорт» был заполнен до отказа. Я слышал и видел, как реагирует зал: гром аплодисментов, слезы благодарности и грусти.

Первыми со словами приветствия на сцену вышли второй секретарь посольства Украины в Израиле Олэна Иванчук и председатель всеукраинского объединения выходцев из Украины Давид Левин. После их теплых слов особенно душевно прозвучала группа «Тапуах Бедваш» под руководством Анатолия Гейко. Два музыкальных символа Украины – бандура и сопилка олицетворяют народную душу. Именно с ними связано рождение многих легенд и романтических образов, созданных многими выдающимися деятелями самобытной культуры. Песни, исполненные солисткой группы Еленой Карелиной, были знакомы практически всем зрителям, и они благодарно сопровождали выступление певицы аплодисментами. Порадовал публику и прекрасный танцевальный дуэт Юлии и Алекса Мишак. Высокое индивидуальное мастерство стало их визитной карточкой.

Таинственная ночь на Ивана Купала вся соткана из ожиданий чудес магии и волшебства. Это древний славянский праздник, в котором из речных или озерных вод, лесных чащ появляются всевозможные духи и русалки, расцветает волшебный цветок папоротника. Именно в эту ночь на Лысой горе собираются ведьмы, а мавки властвуют в сумраке лесов. Только в эту ночь молодежь прыгала через высокое пламя костра, а девушки с душевным трепетом опускали венки в темную загадочную воду. Вы спросите, почему? Так знайте: куда венок девушки приплывет – там и живет ее суженный. Вот о чем была оригинальная трактовка этой темы в выступлениях танцевальной группы Израильского фольклорного театра в хореографии Перта Межубовского, группы «Цвета радуги» и шоу-балета «Саботаж». И все-таки это праздник победы света и любви над тьмой. Ведь папоротник любви все же расцветает! А когда сцене появился Анатолий Лайн, то буквально заворожил публику своим волшебным голосом. Его баритон окутал зрительный зал, и ему начали подпевать, сначала вполголоса, а затем все громче и громче. В такие мгновения свершается волшебство искусства, происходит слияние душ исполнителя и слушателей.

Искусство Украины всегда питалось родником народных талантов, получающих достойную огранку в специализированных вузах страны. Как, например, дуэт современной классической хореографии Дмитрия Брехова и Екатерины Писецкой, солистов шоу-балета «Саботаж», вдохновенно исполнивших партии Лукаша и Мавки. Хочу напомнить, что практически все популярные израильские артисты принимавшие участие в этом концерте выходили на сцену в обоих отделениях, но в разных исполнительских ипостасях. За этим перевоплощением было интересно наблюдать. Национальная основа произведений полностью меняла образы исполнителей. Так было с лауреатом и участницей многих международных конкурсов и фестивалей Мариной Якубович, выступавшей в сопровождении группы «Тапуах бедваш» и танцевального дуэта Юлии и Алекса Мишак. Разудалый «Реим-Гопак» исполнил зажигательный ансамбль «Рим» из Кфар- Ясифа под руководством Андрея Гусарова.

Есть такое поверье, что на Украине в Ровенской области существует «Тоннель Любви». Считается, если в тоннель попадет влюбленная пара и задумает сокровенное желание, то оно обязательно исполнится. Съездите в Ровно и сами убедитесь в реальности поверья. Если, конечно, у вас любовь настоящая. Об этом и о многом другом пела Лилия Кайкова. Украинская песня всегда была носителем задушевности и настоящих чувств. Эти качества в полной мере продемонстрировал Театр песни из Кирьят Гата под руководством Аллы Герман.

А сейчас я хочу сказать несколько слов о нашей еврейской культуре, которая по самой своей сути интернациональна. Ее любят и понимают все: поют, танцуют и читают, не обращая внимания на авторство. Зато потом широко открывают глаза: «И это ваше?!» Хочу обратить внимание на творчество нашей новой репатриантки, известной украинской певицы, телеведущей и актрисы Людмилы Ясинской, финалистки проекта «Американский шанс». Могу сказать только «браво!». Хотя я никого на этом концерте, как вы заметили, не оцениваю и не рецензирую. У этой статьи другая информационная задача. Ни в одной другой стране исхода две культуры не были так готовы к взаимопроникновению и связи, как на Украине. Так получилось, что наших два государства исторически неразрывно связаны. И еще я думал, как это могло случиться, что таких талантливых и достойных артистов так легко отпускают в странах исхода, будто у них таланты валяются на каждом шагу. По этому поводу могу привести для примера хасидский танец шоу-балета «Саботаж». Точная характеристика образов, добрый юмор, хорошая исполнительская оснащенность делают этот танец оригинальным, незабываемым. Клезмерская музыка наиболее точно отражает моменты душевного состояния еврейского народа. Она может состоять из печали и грусти, а может подарить огромную радость и счастье, необходимые для процветания всей нашей народной души.

А сейчас я хочу рассказать о двух музыкантах, сыне и отце, которых по праву можно назвать гордостью и визиткой нашей страны. Пожалуй, трудно найти точку на карте мира, где бы они ни выступали. В их исполнении классические или огненные народные мелодии смешиваются с клезмерскими темами, приправленными ритмами народной музыки других стран. Их конек-это сумасшедшие импровизации, которые рождаются непосредственно на ваших глазах. Это – Саня и Эмиль Кройтор. Саня – первая скрипка, душа дуэта и квартета. Папа Эмиль – первый аккордеон. Во время вдохновенной игры отец и сын чувствуют друг друга с полувзгляда, с полувздоха, даже со взмаха ресниц. Повторить их импровизации практически невозможно. Саня Кройтор – это творческий огонь, который загорается с момента выхода на сцену. Первая ступень – это они двое. На второй ступени к ним присоединяются контрабасист Константин и гитарист Евгений. Они аккомпанируют блистательному семейному дуэту. Саня – это своеобразный израильский Моцарт на волне своей неповторимости. Они легко вплетаются в импровизации друг друга и продолжают любую тему. Кажется, что для них нет ничего невозможного. Зал полностью в их руках, а точнее, в объятиях их таланта. Саня удивительно держится на сцене, с чувством достоинства и необыкновенным чувством юмора, поэтому так легко их воспринимает публика и раскрывает свою душу, готовую к восприятию этого потрясающего таланта. Недаром апофеоз концерта – это их выход в финальной части. Этих музыкантов знает весь мир, но надо, чтобы их знал и слышал каждый израильтянин. Мы взращиваем таланты не только для других, но и для себя.

В заключение статьи хочется поблагодарить за организацию такого праздника министерство абсорбции, центр поддержки репатриантов – деятелей искусств, муниципалитет и отдел абсорбции г. Хайфы, заместителя мэра Юлию Штрайм, Алексея Красносельского, Валерию Мироничеву, Веру Кислову, Авнера Корин, ведущую программы Эмильян Эмануэль и художественного руководителя проекта Лену Джейко.

Семён Житнигор

"Торжество национального искусства"