ПИСЬМО В ВЕЧНОСТЬ (ВЕЧЕР ПАМЯТИ И.БРОДСКОГО В ХАЙФЕ)
Такие «письма в вечность» отправляли все гениальные личности, которых рождала наша цивилизация, независимо от сфер их деятельности и пятой графы. Они создавали эти «письма» всей своей жизнью и уникально неповторимым творчеством. На сцене театра «Лица» хайфского Управления абсорбции (режиссер Хаим Долингер) прошел вечер памяти поэта, прозаика, драматурга, переводчика, эссеиста и лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Создатели вечера соединили исполнение стихов Бродского Вадимом Торощиным с видеофрагментами, на которых запечатлено прочтение стихов самим Поэтом. Этот приём позволил воссоздать его образ во всех ипостасях поэтической неповторимости.
Тернист был путь выдающегося поэта, как и положено было и в царской России, и при советской системе власти. Примеров тому не счесть… А. Пушкин, М. Лермонтов, поэты-декабристы. В ХХ веке список бунтарей-правдолюбцев пополнился именами О. Мандельштама, М. Цветаевой, Б. Пастернака, М. Булгакова, В. Высоцкого, а также отправленного в принудительную эмиграцию (1972 г.) будущего «нобелевского тунеядца», как окрестили И. Бродского, получившего престижную международную премию за «всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии» (1987 г.) Уже пред отлетом, в аэропорту, Бродский отправил прощальное письмо генсеку Л. Брежневу: «…Я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге».
В 1995 г. мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак пригласил выдающегося земляка на вручение ему памятного диплома «Почетный гражданин города». Поэта не сломили ни тюрьмы, ни ссылки, ни голод, ни холод. Его дух не смогли убить даже психиатрички…
В его жизни были две женщины: Марина Басманова (сын Андрей) любовь к которой Иосиф пронес через многие годы своей жизни и юная итальянка Мария Соццани, подарившая поэту на склоне лет свою любовь и дочь Анну. Надо отметить особое отношение к Бродскому Анны Ахматовой, с которой они дружили многие годы, сразу разглядевшей в нем особое поэтическое дарование. Вопреки слухам, многие выдающиеся деятели советской культуры во главе с Д. Шостаковичем, С. Маршаком, А. Ахматовой, Ю. Германом и многими другими, подписали письмо в ЦК КПСС с требованием вернуть из ссылки на родину это народное достояние.
Возвращаясь к вечеру памяти, прошедшего в день рождения Поэта, хочу отметить интересную подборку стихов, продуманно и органично переживаемых на сцене замечательным чтецом Вадимом Торощиным, сумевшим в своём исполнении передать жесткий стержень творческого потенциала любимого им поэта. Это чувствовалось абсолютно, и поэтому органично сочеталось с чтением самого Поэта во фрагментах видеохроники: «Я родился и вырос», «Шесть лет спустя», «Элегия», «Стихи о зимней компании 1980-го года», «С видом на море», «Пьяцца Маттеи», «Конец прекрасной эпохи», «Осенний крик ястреба», «Строфы» «Письмо в бутылке».
Творчество Иосифа Бродского достаточно сложно и требует большого взаимопонимания Читателя и Поэта. О Бродском написаны книги, его творчество востребовано и ныне. Известный шведский писатель Бенгт Янгфельдт, будучи другом, издателем и основным переводчиком на шведский Иосифа Бродского, писал в своей книге «Язык есть Бог»: «Поэзия была для Бродского всем: наваждением, воздухом, которым он дышал, одержимостью. Поэзия, утверждал он, древнее политики и переживет ее, она – высшая форма человеческой деятельности, выше, разумеется, политического языка, но и совершенней прозы».
Это, видимо, значит, что мы теперь заодно
с жизнью. Что я сделался тоже частью
шелестящей материи, чье сукно
заражает кожу бесцветной мастью.
Я теперь тоже в профиль, верно, не отличим
от какой-нибудь латки, складки, трико паяца,
долей и величин, следствий или причин —
от того, чего можно не знать, сильно хотеть, бояться.
(Из «Послесловия». 1987 г.)
Скончался Иосиф Бродский в Нью-Йорке, в январе 1996 г. в возрасте 56-ти лет от четвертого инсульта, отправив себя в бессмертие… Перезахоронен в Венеции, которую он очень любил.
Заслуженный работник культуры,
Академик МАНВО (Лондон), УАН (Киев)
Семен ЖИТНИГОР
Источник: http://haifaru.co.il/pismo-v-vechnost-vecher-pamjati-i-brodskogo-v-hajfe/