ПРИ ЧУЖИХ СВЕЧАХ…
Каждый раз, когда я посещаю хайфский любительский театр-студию «Лица», очередная работа которого всегда не похожа на предыдущие, меня не покидает гордость за разнообразие талантов, скрытых в недрах самобытности нашего народа. Хочу сразу заметить, что в определении «любительства» нет ничего обидного. Наоборот! Это значит, что беззаветно любя театральное искусство (или любое другое) я хочу в нем участвовать и приносить людям ту самоотверженную радость сосуществования с миром и в мире театра, что позволяет мне после тяжелого рабочего дня, отрывая время от семьи, поощряющей эту мою любовь души, приходить в коллектив нашего театра и, выкладываясь психологически, погружаться в репетиции, в поиск (совершенно противоположного моему) сценического образа в соответствующих экстремальных обстоятельствах новой пьесы. Не у всех это получается на одинаково высоком уровне в постижении характеров персонажей, в проникновении в психологию существования на сцене по мере развития действия и сюжета. Но это и неважно! Зрители сознательно приходят именно в этот любительский театр, чтобы оторваться от поглощающего их жизнь серого бытовизма и порадоваться за таких же, как они сами, людей, способных оторваться от повседневности и дарящих возможность погрузиться в волшебную суть Мельпомены, забыв о трудностях заплечного дня, оставив свои будничные заботы на завтра.
А сейчас мы рассмотрим премьерный спектакль театра по пьесе известной российской писательницы и драматурга Надежды Птушкиной «При чужих свечах». Жанр пьесы и спектакля – трагифарс. Это значит, что мы увидим странный страшный коктейль из комедийных ситуаций с трагическим финалом. В пьесе всего два персонажа. Их исполняют молодая артистка Ольга Шацман и опытная артистка с большим багажом творческой работы в народных театрах бывшего Союза, в том числе в нашем театре «Лица» Люси Малая. Отдельно отмечу прекрасную дикцию и сценическую речь этой актрисы. Это тем более впечатляет на фоне сложной и далеко не простой постановки театра. Попытаемся в ней разобраться.
Вот как определяет сюжет пьесы сама Надежда Птушкина: «Две женщины встречаются в ограбленной квартире, и происходит столкновение двух миров, двух судеб, двух одиночеств. Эта история, одновременно смешная и страшная, об извечном поиске взаимопонимания, об обреченности Доверия в эру большого неверия и всепоглощающей жажды любви. Колоколом, набатом в пьесе (спектакле) заявлена проблема одиночества и поиск своей половинки без каких-либо запросов, хотя бы на минимальную возвышенность чувств со стороны своего визави».
Двадцатилетняя героиня, серый неопытный воробышек, попадает в любовные сети опытного соблазнителя и сутенера, которому нужно только одно – «грабануть» шикарную квартиру. Поживиться там было чем: деньги, дорогие картины, драгоценности, одежда. Он унес все, подставив ни в чем неповинную девчонку, заснувшую после нескольких часов своей иллюзорной любви. Квартира-то не ее. Девушка просто взяла ключи у матери, которая в отсутствие уехавшей на недельный срок за границу хозяйки, должна была привести эту квартиру в порядок. Ей так хотелось поразить любимого своей обеспеченностью… и «поразила»! Пробуждение было печальным, но ее сердце все равно требовало любви этого негодяя. Ольга Шацман очень аккуратно трактует переход героини от любовной туманности к осознанию своего невольного соучастия в этой краже. Что ж! Она его очень любит и готова ради него даже сесть в тюрьму, но… она не сможет там прожить без него. Сцена в купальнике перед зеркалом сыграна превосходно: молодость, стройность, грация! У молодой артистки много превосходно прочувствованных и сыгранных нюансов в развитии сценического действа. Но что это дает героине? Ничего! И вот она уже готова повеситься. Но тут появляется хозяйка квартиры. Дама в возрасте примерно после пятидесяти, уверенная в себе и своем обеспеченном будущем, интеллигентка во втором поколении, писательница со своими проблемами одиночества и любви без любви. С появлением в спектакле Люси Малой весь калейдоскоп событий взвинчивается до предела. Страсти и события рвутся в клочья и меняются с феерической скоростью. Обе артистки на удивление органичны, хорошо понимают и чувствуют друг друга.
Здесь надо отметить оригинальную трактовку пьесы режиссером Хаимом Долингером. Его не подвели профессиональное чувство вкуса и такое прочтение достаточно оригинальной пьесы Н. Птушкиной. Даже отсутствие финансов не помешало коллективу организовать сценографию. Надо помнить, что все происходящее на сцене всего лишь полет авторской фантазии и режиссерского заземления. Всего этого, видимо, не могло быть, потому что быть не могло! Хотя, в сегодняшней жизни многое ожидаемо. Спектакль замечательно дополняло музыкальное оформление композитора Миндии Хитаришвили.
Как жаль, что министерство культуры не проводит всеизраильских театральных фестивалей любительских коллективов и чтецов, которых в стране очень много. А ведь это самый распространенный во многих странах жанр. Первый этап можно было бы организовать в регионах, а второй, заключительный, уже для победителей, в столице.
Если бы это предложение попало на столы заинтересованных чиновников от культуры, то это дало бы хороший толчок развитию любительского искусства всех жанров в стране, а, заодно, и матнасов.
Заслуженный работник культуры
Академик МАНВО (Лондон) и УАН (Киев)
Семен Житнигор