Музыка для завтра
Скрипка взбунтовалась против своего эксплуататора, против его мертвой нетворческой души без огонька вдохновения. А еще этот дух водяры под аккомпанемент соленого огурца! Скрипка не выдержала и ушла в самостоятельные гастроли. Объявленные концерты все равно должны состояться, иначе менеджеры продадут ее за долги. А это уже рабство, и неизвестно еще в чьи руки угораздит попасть.
Жители маленького городка не спеша заполняли уютный зальчик районного дома культуры. Честно говоря, они не то что бы являлись знатоками или любителями классической музыки, но у них все-таки как-никак работала музыкальная школа, а их дети ежедневно пытались преодолеть забор опостылевших и неудерживающихся в памяти пальцев гамм. Дети сидели рядом с празднично разодетыми взрослыми, а мысли современных гавриков духа витали где-то далеко от сцены и этого зала вообще. Свет, тихонечко скукоживаясь, сосредотачивался в узком луче старого прожектора, давно не видевшего в этом зале столько публики, поэтому светил особенно ярко, не жалея своих ламп. Но что это? Зал ахнул! В луче света элегантно раскланивались, повисая в свободной позе, скрипка и ее постоянный спутник смычок, но… без поддерживающих рук музыканта. Его вообще не было на сцене! Смычок вначале грозно взлетел, но потом передумал и нежно коснулся трепещущих струн скрипки. Это было озарение! Скрипка нежно запела о чем-то сокровенном для каждого слушателя. Она рассказывала о сложности человеческого бытия под жаркими лучами солнца и хрустальным холодом луны, о зеленых травах, небесном куполе и синих морях, о детях и родителях, о вере во всепоглощающую силу любви и о надежде на счастье, о жизни и смерти, с приходом которой ничего не заканчивается, а все только начинается в будущих поколениях… Скрипка так трогательно и проникновенно пела, что люди не выдерживали и без всякого стеснения плакали. Они чувствовали, как рассыпалась и таяла броня их сердец, а их души осеняли вера, надежда и вечная любовь. Вот она, истинная симфония свободы!
Все оглядывались друг на друга, как бы заново рожденные, без чувства зависти и злобы. Люди были наполнены той радостью, которой их так щедро одаривала скрипка. Теперь они понимали, что их «завтра» будет таким, каким его смогут подготовить сегодня. Одна общая мысль объединила людей и сделала счастливыми. Надолго ли? Даже дети в зале осознали еще непонятное им чувство единения, так необходимое всему человечеству, чтобы быть счастливым. Оно в них уже зародилось и должно было расцвести.
В самый апофеоз всеобщего праздника на сцену вышел тот самый музыкант, от которого убежал его собственный инструмент и который он считал ремесленно-стандартным. Удивительно, но его скрипка оказалась волшебной! А ведь она могла давно стать душой музыканта, но он этого не понимал и не чувствовал. И вот сейчас он здесь… Чужой и бездарный, вернее, бесцветный. Его лицо было залито слезами, хотя он не был сентиментальным. Об этом знала даже его мама. Она считала, что музыкант должен быть радужным, уметь смеяться и плакать от переполняющих его чувств, и при этом восхищать мир своим душевным талантом многоцветия. Музыкант молча рухнул на колени перед своим волшебно поющим инструментом и одними глазами молил о прощении. Публика, каким-то шестым чувством понимая неординарность происходящего, встала и, наращивая мощь аплодисментов, просила за этого коленопреклоненного человека, умоляя дать ему шанс второго рождения. И скрипка со смычком, услышав единый порыв души зрителей, подняли музыканта с колен и, уже не колеблясь, отдались в его руки. Глаза музыканта сверкнули огнем радости, и он прижал к груди свой новый старый инструмент. Прошло несколько мгновений, и ветерок вдохновения пронесся по залу. Слившись в единое целое, человек и инструмент создавали ликующую музыку новой жизненной радости. И человечество, наконец, попыталось осознать и услышать эту музыку, а главное – принять ее всеобъемлющим, теперь уже общим сердцем.
Семён Житнигор
"Музыка для завтра"